Банкиры ожидают новый кризис, который боятся больше, чем любой другой за последние 13 лет
01.02.2012 14:35
Банкиры сообщают, что возможен новый кризис, которого они боятся больше, чем других за последние 13 лет. Об этом свидетельствуют результаты опроса Banking Banana Skins, проведенного Центром по изучению финансовых инноваций и компанией PwC, передает «Финмаркет».
Свыше 799 аналитиков, банкиров и регуляторов, среди которых есть и российские, пытаются найти «банановую кожуру», на которой они в текущем году могут поскользнуться. В итоге был получен рейтинг 30 самых опасных рисков для банков.
В этом году заметно повысился не только общий уровень тревоги за будущее.
Интересным новым фактом стало то, что респонденты из развивающихся стран настроены более оптимистично, чем банкиры из развитых. Причины этого ясны, ведь главный макроэкономический риск в этом году, по большому счету, относится к Америке и Старому Свету, в то время как в развивающихся странах банковский сектор показал значительный рост. В то же время развивающиеся страны осознают, что никто не застрахован от глобального долгового кризиса.
Именно это стало причиной выхода макроэкономического риска на первую позицию в рейтинге значимых рисков в абсолютно всех странах. Даже в 2005 году, когда на пике был мировой финансовый кризис, этот риск был на пятом месте.
Если проследить за историей оценки рисков в течение разных лет, то с уверенностью можно сказать, что все опасения участников рынка, как правило, осуществляются. И банкиры сознательно идут на эти риски, когда пытаются развить свой бизнес.
К примеру, в 2005-2006 годах финансисты со всего мира по оценкам определяли кредитный риск на второе место, и они уже тогда понимали наличие высокой долговой нагрузки и чересчур вольной практики кредитования.
Стоит отметить, что бывают случаи, когда банкиры придумывают риски там, где их нет. До кризиса они говорили о риске избыточного госрегулирования, который всегда приводит к дополнительным расходам на увеличение объема резервов и капитала, а также времени для создания новых видов отчетности. В процессе развития мирового финансового кризиса этот риск к 2012 году сместился на шестое место. Прежде всего, появились более серьезные риски, в числе которых недостаток ликвидности, а именно то, что отток средств клиентов в совместительстве с необходимостью создавать резервы на плохие долги привели к нехватке денег у банков. К тому же, кризис смогли бы преодолеть не многие банки, если бы у них не было господдержки и, похоже, это смогли понять все.
В России никогда не было опасения избытка госрегулирования и в этом году этот риск занимает 21-е место. В 2010 году он был на 13-м месте, а в 2008 – на 16-м. Возможно, на такое распределение повлияла специфика российского банковского сектора, в которых большая часть бизнеса принадлежит банкам с участием государства, которые работают в тесной связи с властями. Другим объяснением может быть то, что банки приучены к завышенным требованиям. К примеру, требования для банков России значительно превышают требования бразильских стандартов.
В этом году больше волнения у российских банкиров вызвала ситуация на фондовых рынках. Именно она заняла второе место после макроэкономической ситуации. Колебания на фондовом рынке прошлой осенью закрыли доступ к внешним заимствованиям для банков России. Неспроста они были вынуждены в последнее время использовать государственные деньги и постоянно нуждаться в еще большем их количестве.
Стоит отметить, что второй риск по мировым меркам – кредитный риск – в России не вызывает столько волнения. Это объясняется тем, что компании-заемщики в России сильно сократили долги, а рост экономики дает возможность увеличивать объем прибыли.