Католический священник из Германии причислил Дарвина к отцам Церкви
03.02.2012 16:51
Известный ученый и католический священник, профессор Фрибургского университета (Швейцария) и доктор физико-математических наук Дитер Хаттруп выступил в Москве в Центральном доме журналиста перед аудиторией Православного молодежного лектория. Цель его лекции состояла в доказательстве того, что теория Дарвина совсем не является аргументом в пользу атеизма.
По словам Хаттрупа, Дарвин и атеизм - слова антонимы. И богослов первыми же словами своей лекции это подтвердил: «Я совершенно убежден, что с учением Дарвина 21 века, а не века 19, мы сможем лучше понять Бога-Творца и Человека».
Большая часть лекции была посвящена подробным разъяснениям того, что современники Дарвина его учение понимали слишком упрощенно, как бы «механистически», опираясь в выводах лишь на научные достижения того времени. Если вспомнить Галилея, Кеплера и Коперника, которые были, без сомнения, «глубоко благочестивыми людьми, которые не осознавали возможных последствий своих научных открытий», то можно размышлять о «перевороте в физике».
Как отметил священник, начиная с этих открытий и благодаря их несомненному значению, «воля человеческая была направлена на овладевание природой, но это привело к отрицанию самой воли».
Например, открытия великого Ньютона воспринимались как ключ к «единению земной и небесной и механики», так как они способствовали новому пониманию того, что область нематериального также возможно изучать методами физики.
Таким же образом в 19 веке был понят и Дарвин. Его современники не без оснований считали: «Дарвин в своей теории смог применить предсказуемость неживой природы к детерминизму жизни человека. Но в 20 веке эту механическую причинность поставили под вопрос. Гений Эйнштейн, открывший теорию относительности, также почувствовал, что его открытие никак нельзя воспринимать отдельно от главного вопроса о "Боге-Творце как личности и его творении как личности». Как пояснил профессор: «Следующим этапом развития современной науки станет появление квантовой теории, которая отметет детерминизм и поставит на первое место случайность, и это даст, наконец, появиться возможности вернуться, хоть и медленными шагами, к Свободе Господа и человека».
Священник высказал убеждение, что свободу Бога, как и его существование невозможно доказать даже с помощью самых продвинутых достижений науки, однако, по завершении лекции он пошутил, что его «доказательство» существования Творца работает на 75%. Он еще раз подчеркнул: «Отцом Церкви может быть лишь тот, кто дает этой вере жизнь. И Дарвин может дать вере новую жизнь, если его освободить от механистических оков 19 века. Это удивительный вывод, который для многих до сих пор неочевиден, ведь Дарвина по сей день причисляли к протагонистам атеизма. Но так считают лишь те, кто слепо верит лишь в науку».
Учение Дарвина может иметь различные интерпретации, и поэтому можно даже назвать «опасным лекарством, способным привести к выздоровлению».
Профессор Хаттруп сказал: «Естественные науки – поистине Божеский дар человечеству, и он может стать тем более ценным, если естественные науки будут связываться с учением о творении. Я сам – прирожденный дарвинист и при этом строго верую в сотворенность мира. И благодаря тому, что я дарвинист, а не вопреки этому, я считаю Господа Творцом».