Россия обменялась с Италией древними иконами для выставки под названием «Во Христе»
19.12.2011 15:43
В конце своего «перекрестного» года Италия и Россия осуществили обмен уникальными выставками под общим названием «Во Христе».
Из Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) в Италию отправятся три известные древнерусские иконы, а в Москву в ответ приедут гениальные работы великого художника Джотто (1267-1337), которого еще при жизни воспевали Петрарка и Боккаччо, а Данте отметил его похвалой в «Божественной комедии». Выставка с этими работами открылась сегодня. На сайте ГТГ отмечается, что инициаторами проекта стали президенты РФ и Итальянской Республики Дмитрий Медведев и Джорджо Наполитано, а покровителем проекта стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В пресс-службе ГТГ ИТАР-ТАСС рассказали, что в этом проекте приняли участие профессионалы музейного дела и культуры Средневековья, т.е. богословы, реставраторы, историки. В Италию поехали три гениальные работы Древней Руси – великолепная «Богоматерь Одигитрия», написанная в XII веке в Пскове; «Вознесение», созданное в 1408 году из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире, которое связано с творческой деятельностью Андрея Рублева; икона «Распятие», написанная в 1500 году Дионисием. Эти три иконы впервые выехали за пределы Третяковской галереи, поскольку такие великие произведения не позволено вывозить куда-либо. Выставка «Во Христе» стала исключением.
Для икон из Москвы во Флоренции было найдено прекрасное место – Баптистерий Сан-Джовани, где состоялись крестины Данте Алигьери, членов семьи Медичи и многих других жителей Италии. В пресс-службе ГТГ сообщили о том, что демонстрация великих произведений средневековья впервые будут показываться в одном из наиболее важных и значимых памятников для мировой и христианской культуры.
В свою очередь, в понедельник начнется выставка работ Джотто ди Бодоне. Именно он считается фактическим открывателем эпохи Возрождения. Его творческий разгар совпал со временем творения древнерусских шедевров.
В Москву приехало несколько его работ, среди которых «Мадонна с младенцем», которая находилась во Флорентийской церкви Сан-Джорджо алла Коста, по мнению исследователей, написанная в раннем периоде творчества Джотто в период с 1280 по 1290 годы. Другим шедевром, приехавшим в Москву, стал полиптих церкви Санта-Репарата. Его история очень интересна и имеет связь со строительством знаменитого собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Решение о начале строительства этого величественного храма было принято в XIII веке на месте, где была старая церковь, которая посвящалась святой Репарате, покровительнице Флоренции.
Строительство храма длилось почти шесть веков с периодическими интервалами. Оно завершилось в 1887 году, при этом старую церковь фактически встроили в новый собор. Интересен факт, что в период с 1331 по 1337 годы руководство строительства было на Джотто и он похоронен на территории собора.
Состоящий из пяти икон, хрупкий полиптих, украшал верхний ярус алтаря в церкви Санта-Репарата с 1305 года, года его написания, и до 1520 года. После этого он был перенесен в одну из капелл нового собора. В центре небольшого иконостаса находится икона Мадонны в окружении святых. Иконы имеют две стороны – это является новшеством Джотто. Композиция на обратной стороне более интересная: там изображена сцена Благовещения и святые Иоанн Креститель, Николай, Мария Магдалена и Репарата. Такой алтарный набор из 10 изображений на одном пьедестале не так давно ввели в число работ Джотто итальянские ученые.
Работы талантливого итальянца будут выставлены на показ в Третьяковской галереи и будет показываться до 19 марта 2012 года.